Блог

Поход по Беломоро-Балтийскому каналу

Из анонсов походов на год, наиболее востребованным оказалось описание похода на Белое море. Поэтому я занялся проработкой маршрута. Беломоро-Балтийский канал. И неожиданно зацепило. Копнул поглубже, сначала о прохождении, шлюзах, требованиях к яхте. А потом в историю зарылся. Вот, хочу поделиться.

Сначала о прохождении. Как из Питера пройти, и за сколько времени?

В прошлом году мой товарищ гнал в сентябре яхту, Шипман 29 из Выборга в Чупу. За 14 дней. С погодой повезло, спокойно было.

Построенный в 1933 г. в рекордные сроки канал стал одной из первых великих строек страны Советов и первой великой стройкой, где использовался труд заключенных. Канал протяженностью в 227 км построен всего за двадцать месяцев! Для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий, длиной 160 км – 10 лет. На Беломорканале построены 19 шлюзов, 13 из которых двухкамерные, и 6 однокамерные. Итого – 32 шлюзовые камеры. История строительства канала хорошо описана в различных источниках размещённых в сети, и повторять её здесь нет смысла.

Война.. Противник хорошо знал об этой искусственной водной магистрали. 28 июня первая бомба упала на шлюз номер шесть. Налеты совершались и на другие гидросооружения. Всего в июне 1941 года было 5 бомбёжек канала. 28 августа неприятелем была предпринята очередная бомбежка. Атакован шлюз № 7. Бомба застряла между башней и створкой ворот, и по счастливой случайность не взорвалась. 22 июня 1941 года с озера Оулуярви в Финляндии стартовали два самолета «Хейнкель-115» с диверсантами (всего 16 человек). Задача группы была взорвать шлюзы Беломоро-Балтийского канала и остановить проход судов с грузом по каналу. Пролет самолетов не остался незамеченным. Опергруппой 155-го полка НКВД в 17 км восточнее шлюза №9 ББК были обнаружены 3 резиновые лодки красного цвета, 3 баллона для сжатого воздуха, насос и алюминиевые складные весла. Все предметы иностранного происхождения. На поиски и уничтожение диверсантов были высланы опергруппы НКВД. И хотя фильм «А зори здесь тихие…» снимался в поселке Рускеала, в 200 км. отсюда, но события, описанные в нем, происходили здесь, на Беломорканале.
Канал работал до осени 1941 г, но когда в октябре наши части оставили Петрозаводск, было принято решение взорвать канал. 11 декабря была взорвана плотина и ворота 7 шлюза. Воды Волозера хлынули на Повенец при температуре воздуха минус 37 градусов. Ледовый вал шёл трое суток и смывал все на своем пути. То, что пытались сделать фашисты в июне 1941 года, они получили в декабре 1941 года.

Вообще роль канала в довоенное время сложно переоценить… В его отсутствие создание сколько-нибудь значительных морских сил на севере было невозможно. И хотя военные корабли уже строились на верфях в центральной России, но доставить их до Мурманска не было никакой возможности. 3-х недельный переход вокруг Скандинавии, при полном отсутствии промежуточных баз, был не под силу военным кораблям того времени. Норвегия в те годы не признавала СССР и вела себя очень агрессивно. Вначале 30-х годов «Тюленья война», конфликт между СССР и Норвегией из-за биологических ресурсов, была в разгаре. Каждую весну сотни норвежских и английских траулеров входили в горло Белого моря и методично выбивали беломорского тюленя. Попытки наших погранцов вмешаться в ситуацию пресекались норвежскими и британскими военными кораблями. Ответить нам было нечем… И только с открытием канала в 1933 г, когда на север было переброшено 2 сторожевых корабля и 10(!) подводных лодок, Норвегия изменила свою позицию, и стало возможным восстановление между странами дипломатических отношений. Всего в предвоенные годы по каналу было переведено на север 10 эсминцев, 3 сторожевых корабля и 26 подводных лодок. А это уже серьёзные силы. В некоторые дни шлюзы заполняли по 28 раз в сутки, и очередь растягивалась на километры. И в том, что в годы Великой Отечественной войны успешные действия Северного флота способствовали удержанию Советского Заполярья, есть немалая заслуга Беломорско-Балтийского канала.

Канал №165 —
Немного истории строительства канала. Январь 1933 г., канал практически готов, до сдачи около 4-х месяцев. Но тут раскрылось страшное обстоятельство: короткий участок соединяющий Северный и Южный склон канала, существует лишь на бумаге. Фактически водного пути от 7 до 8 шлюза нет, на этом месте гранитная скала протяжённостью 6,5 км. Сработала советская действительность – приписки. Не зря одним из лозунгов строителей канала был «Без туфты и аммонала не построить нам канала». Аммонал это взрывчатка, с ней понятно… а туфта это приписки. Прошли один метр, записали что прошли три — получили двойную пайку хлеба, без которой было просто не выжить. Так по отчётам и вышло, что к началу 1933 г. весь Беломорканал полностью построен. До пуска воды оставалось 4 месяца когда открылась правда… Семикилометровый отрезок, 165-й канал, существует только на бумаге. Здесь был ад… работа шла в три смены. Ночами, при свете костров и факелов люди долбили гранитные скалы. Цена 165-го канала, этого отрезка в 7 км. пробитого за 4 месяца в скале — более 30 тысяч человеческих жизней. Все они лежат здесь, по берегам 165-го канала, в братских могилах, без имён и крестов…