Интересные истории, фото и исторические факты. Блог яхт-клуба «Кайфун». Парусные яхты в СПб и не только!

Шиженский железнодорожный мост

Этим мостом мы сможем полюбоваться во время перехода на Белое море.

Шиженский железнодорожный мост, на линии Беломорск — Сумский Посад, это разводной мост откатно-раскрывающейся системы. Был введен в эксплуатацию в 1952 году. Длина расчётного пролета — 66 метров.
Этот мост на Беломоро-Балтийском водном пути уникален. Подобных сооружений в Европе всего два — «Пегас» во Франции, а другой — этот самый мост в Беломорске. Мост уникален прежде всего своим разводным пролетом. Дело в том, что откатно-раскрывающаяся система мостов очень редко проектируется и воплощается в жизнь. К ней прибегают в том случае, когда нет возможности возведения мощных опор.

Несколько иностранных мостов этого типа.
Мост «Пегас» во Франции, на канале Кан, около местечка Бенувиль. Построен в 1934 году

Pamban Мост в Rameswaram, Индия, над проливом Palk.
До недавних пор его разводили вручную, по шесть человек с каждой стороны.

Канадский мост на канале Ридо.
Построен около 1913 года. Поначалу разводился моторами постоянного тока, и до 90 градусов мост разводился за одну минуту. Затем, ж.д. перешла на переменный ток и мост стали разводить вручную (20 минут до 90 градусов), и так он и работал до закрытия в 1978 году и присвоения мосту статуса «памятник».

Информация: Андрей Урицк. Использованы фотоматериалы Фёдора Матвеева, Анатолия Буковского. А также снимки с сайтов train-photo.ru, parovoz.com, архива ЗАО «Машстроймост»

https://ru-railway.livejournal.com/2192821.html
Сравнить мосты мы сможем во время перехода на Белое море.

Штурм

ШТУРМ

К весне 33 года внезапно возникла ужасная ситуация. Осенью на местах думали о сдаче канала к ноябрьским праздникам, это считай, еще год! Но оказалось, канал надо сдать к Первомаю. Сейчас это звучит не страшно. А тогда за эти несколько слов погибло много народа…

«В январе выяснилось, что участок между седьмым и восьмым шлюзами абсолютно не готов, хотя на бумаге работы были выполнены. За четыре месяца строителям нужно было прорубить в сплошной скале шесть с половиной километров. 30 тысяч зэков работали в три смены и спали на участке у костров».

Вот, три взгляда на это, в двух книгах –

1934 — книга «Беломорско-балтийский канал»,

Константин Васильевич Гнетнев — Беломорканал: времена и судьбы — Петрозаводск: 2008,

165-й канал

Вадлозеро — Маткозеро. Здесь между ними лежит скалистая возвышенность, эта знаменитая водораздельная скала, этот удивительный 165-й канал.

Здесь был дан генеральный бой.

Скалистые возвышенности Карелии весьма обманчивы. Скала прячется под топями, под болотами. Летом здесь нет иного пути, как на волокушах. Кочки, мхи, непролазные леса. И вот от этой торфом покрытой скалы текут реки на юг и на север, через эту скалу надо проскочить. Но, кажется, не все понимают на 165-м канале, что проскочить надо быстрей, да что быстрей — надо проскочить в сто суток! На 165-м канале работа движется без понимания ценности этих ста суток. На 165-м канале люди разленились, зевают, кирка бьет еле-еле, на лопату больше опираются, инженеры больше думают о сооружениях, чем о скале.

А скалы оказались на 200 процентов больше, чем предполагали, и это бы не беда, что так оказалось, а беда в том, что об этом не кричат. Не кричат о том, что надо производить гигантские выемки. Небо цвета табачного дыма спокойно курится над спокойно дремлющей трассой 165-го канала.

Между тем гидрометеорологи считают. Гидрометеорологи говорят, что приближается весна. «Э, мало ли весен встречали мы!» — лениво зевая, отвечает им 165-й канал. Да, мало ли, волнуясь, говорят им гидрометеорологи, но это будет особенная весна. Нарастает горизонт озера Вадло и всей системы озер. Паводок, нам кажется, будет очень ранний и очень бурный. Он далеко перевалится за предельную отметку. Ну и пусть его переваливается, отвечает беспечно 165-й канал. Весна предстоит капризная — продолжают бубнить гидрометеорологи — велик будет накоп воды.

Положение становится угрожающим. Не только руководящему персоналу, но и многим рядовым строителям становится ясно, что канала не сдать вовремя. Воды смоют сооружения. А раз смоют… Словом, одни всовывают руки в карманы, сплевывают через плечо и, посматривая в чужое небо, думают о том, что пора возвращаться в барак, другие подпирают головы рукой и в тупом отчаянии уставились в стол перед собой, где «бесполезные» лежат чертежи, третьи…

Третьи умеют в проблеме весны отыскать проблему классовой борьбы. Третьи доказывают, что халатность и ложь — это маневры врага. Третьи разоблачают туфту и на вредителей строительства подымают негодование масс.

Третьи говорят: «Да, согласны, Водораздел, 165-й канал есть деталь, но начнем с этой детали, товарищи!»

Вода наступает весной. Откуда? Ну, ясно же, с юга. Прекрасно. Двинем с севера наши лучшие бригады. Мы возьмем их с Надвоиц, из Тунгуды, из Сосновца. Собирайте сюда лучших «толкачей» работы, лучших, расторопнейших людей строительства, тащите их сюда немедленно и затем гоните с Водораздела лодырей и отказчиков. Гоните их немилосердно, позорьте их, смейтесь над ними, покажите, как без них можно великолепно обойтись, пусть они стыдятся и плачут стоя у порога нашего строительства.

И вот решено созвать VII вселагерный слет ударников на водораздельном участке, у Большакова.

Из семи гигантских ступеней Повенчанской лестницы — шесть накануне пуска. Важнейшие плотины уже одеты бетоном. Заперты дамбами почти все реки. Зоны затопления очищены от леса. В новых водоемах скопились миллиарды кубов воды, готовые питать шлюзы. Казалось, еще несколько усилий, и канал завершен. Делегаты со всех концов ехали на слет ударников. Перед их отъездом начальники предупреждали: «Помните — рано бить отбой, на Водоразделе неблагополучно!» Напутствия выслушивались плохо: слишком обманывала видимость победы.

ШТУРМ

Во время штурма я был прорабом на своей плотине (с 12/IV. по 26/VII-33 г.). Прорыву много содействовала туфта. Туфта происходит от двух основных причин. Она идет и сверху и снизу. «Туфта снизу» происходит потому, что питание и премвознаграждение рабочим были поставлены в зависимость от выработки. От этого появился сильнейший стимул увеличивать выработку у честных людей, а у менее честных — показывать увеличенную выработку, не соответствующую действительности. В результате получишь 1300 грамм хлеба и двойной обед.

«Туфта сверху» заключалось в том, что многие люди, которые ведут себя приниженно перед следствием, не хотят открыто идти на преступление, а хотят выслужиться перед начальством. Вместо того, чтобы сказать, что выполнить данную работу невозможно в такой срок, они говорят – рады стараться. Получаются невыполнимые задания, которые ведут в тупик.

Туфта происходила из-за борьбы за штабное знамя. Отделение хотело показать хорошую выработку, чтобы получить это знамя. Тем более, что знамя приносило целый ряд льгот, да и начальство не ругает, оставляет в покое, если выработка большая. Поэтому происходило так, что некоторые плановики приписывали выработку или верили, не относились критически к первичным сведениям.

Когда проверка была сделана, все пришли в ужас, и было объявлено вредительство. Оказалось, что вместо показанной выработки, сделано около половины.

Все работники, включая женщин, были брошены на линию. Начался знаменитый стодневный штурм, который продолжался с середины марта, апрель, в мае доделывали, и 10 июня строительство было закончено.

А главным результатом явилось то, что правительство получило к требуемому сроку такое громадное сооружение. Карелия получила новый водный путь, который ББКомбинат будет эксплуатировать, а главное 60 тыс., то есть примерно одна треть всех лагерников, получила облегчение своей участи. Около 12 тыс. были освобождены до срока.

История знаменитой картины

История знаменитой картины

Может быть потому, что И. В. Сталин вообще редко выезжал из Москвы и страну, которой руководил, в общем-то мало видел лично, его поездка на Беломорско-Балтийский канал вызвала большой общественный резонанс в СССР и в мире. После него на канале много перебывало гостей, в том числе из-за границы. В Медвежьегорске даже каменную гостиницу построили о трех этажах. Для районного города она могла бы считаться элитной и по нынешним временам. В гостинице запроектировали зимние сады, 25 двухкомнатных номеров с ванной, 50 однокомнатных номеров с ванной, а также 25 однокомнатных номеров без ванн.

Остались свидетельства, что Сталину на канале, будто бы, не понравилось. Да и что могло понравится? На что здесь было в то время смотреть? Мутная вода, не отстоявшаяся после заполнения бьефов за бортом колесного парохода «Анохин», да безлесый, усыпанный обломками скалы и битым щебнем безжизненный пейзаж насколько хватает глаз. Всё, что на ББК могло впечатлять, на что были затрачены титанические усилия многих десятков тысяч людей и человеческие жизни, к тому времени уже скрыла вода. На шлюзах даже поселков еще не было, а только будочки от дождя для дежурной смены да грибок часового. Положение едва ли могли спасти многочисленные гирлянды из хвои, лозунги и приветствия, выложенные на откосах из камней и дерна. Даже многометровая звезда из бруса и досок на 19-м шлюзе выглядела диковато – то ли громадным украшением, то ли маяком для судов, входящих в канал со стороны Белого моря.

Тем не менее, вскоре во множествах копий по стране разошлась картина «Сталин, Киров и Ворошилов на Беломорканале». Репродукции с неё широко использовались в альбомах, книгах, календарях, висели в городских и сельских клубах. Старшее поколение водников эту картину хорошо помнит. Автор народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий Дмитрий Аркадьевич Налбандян в начале 90-х годов рассказывал о работе над ней.

Идею картины подсказал старый большевик и партийный пропагандист Емельян Ярославский, который в то время был членом Президиума и секретарем Центральной контрольной комиссии ВКП(б). Он дал Налбандяну нужную бумагу и отправил в ОГПУ к Г. Г. Ягоде. На Лубянке Ягода встретил художника недоверчиво: «Вы такой молодой, разве можете такую картину написать?» «Почему нет, ответил я, — вспоминал Налбандян. – Конечно, могу!» «Ну, тогда поезжайте, — согласился Ягода, — я через недельку подъеду».

Молодой художник приехал в Медвежью Гору, где увидел «очень много арестованных» и театр «с хорошими актерами, сосланными по политическим соображениям», сделал около ста этюдов. Приехал Ягода, которому работа художника понравилась. Тут же выяснилось, что в композиции задуманной картины необходимо сделать изменения: рядом с вождем непременно должен быть и он, Генрих Генрихович Ягода, один из руководителей ОГПУ СССР. С него в Медгоре Налбандян тоже сделал этюд.

В Москве работа над картиной была продолжена. Позировать приезжал Ворошилов в белом кителе. Охранник Сталина генерал Власик привез сапоги и костюм вождя. Налбандян нашел на площади Ногина грузина, пригласил в студию, одел «под Сталина» и заставил позировать натурщиком. Но вот когда работа подошла к концу и полотно «Сталин, Киров, Ворошилов и Ягода на Беломорканале» размером два на три метра было почти готово, произошло событие, поставившее на грань срыва всё задуманное.

«Утром читаю в газете: «Враг народа Ягода». Что делать?! Срочно звоню Ворошилову, прошу приехать. Он приехал, посмотрел: «Замечательная картина!» – а потом говорит: «Я уже знаю, что надо сделать. То место, где Ягода, вы замажьте. Тут на переднем плане перила, вы на них накиньте плащ. Будто это мой плащ. А чтобы не отнимать у вас времени на техническую работу, я вызову реставраторов».

По приказу Ворошилова из Третьяковки вызвали реставраторов, они всё подчистили. За два дня картина подсохла. И я её выставил. Она большим успехом пользовалась…»

Если вот так запросто, с легким сердцем могли «замазать» заместителя председателя ОГПУ СССР, то что говорить о людях попроще? То есть, о всей остальной стране. К слову, и сама картина «Сталин, Киров и Ворошилов на Беломорканале» не так уж и долго удержалась на парадных стенах. После гибели Кирова (1934) официальные власти в партии к ней несколько охладели, но после ХХ съезда КПСС (1956), развенчавшего культ личности Сталина, и вовсе убрали в запасники, а репродукции заставили вымарывать из альбомов и книг. «Замазывать» уже было некого.

Из книги Константина Гнетнева «Беломорканал: времена и судьбы»

Поход по Беломоро-Балтийскому каналу

Из анонсов походов на год, наиболее востребованным оказалось описание похода на Белое море. Поэтому я занялся проработкой маршрута. Беломоро-Балтийский канал. И неожиданно зацепило. Копнул поглубже, сначала о прохождении, шлюзах, требованиях к яхте. А потом в историю зарылся. Вот, хочу поделиться.

Сначала о прохождении. Как из Питера пройти, и за сколько времени?

В прошлом году мой товарищ гнал в сентябре яхту, Шипман 29 из Выборга в Чупу. За 14 дней. С погодой повезло, спокойно было.

Построенный в 1933 г. в рекордные сроки канал стал одной из первых великих строек страны Советов и первой великой стройкой, где использовался труд заключенных. Канал протяженностью в 227 км построен всего за двадцать месяцев! Для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий, длиной 160 км – 10 лет. На Беломорканале построены 19 шлюзов, 13 из которых двухкамерные, и 6 однокамерные. Итого – 32 шлюзовые камеры. История строительства канала хорошо описана в различных источниках размещённых в сети, и повторять её здесь нет смысла.

Война.. Противник хорошо знал об этой искусственной водной магистрали. 28 июня первая бомба упала на шлюз номер шесть. Налеты совершались и на другие гидросооружения. Всего в июне 1941 года было 5 бомбёжек канала. 28 августа неприятелем была предпринята очередная бомбежка. Атакован шлюз № 7. Бомба застряла между башней и створкой ворот, и по счастливой случайность не взорвалась. 22 июня 1941 года с озера Оулуярви в Финляндии стартовали два самолета «Хейнкель-115» с диверсантами (всего 16 человек). Задача группы была взорвать шлюзы Беломоро-Балтийского канала и остановить проход судов с грузом по каналу. Пролет самолетов не остался незамеченным. Опергруппой 155-го полка НКВД в 17 км восточнее шлюза №9 ББК были обнаружены 3 резиновые лодки красного цвета, 3 баллона для сжатого воздуха, насос и алюминиевые складные весла. Все предметы иностранного происхождения. На поиски и уничтожение диверсантов были высланы опергруппы НКВД. И хотя фильм «А зори здесь тихие…» снимался в поселке Рускеала, в 200 км. отсюда, но события, описанные в нем, происходили здесь, на Беломорканале.
Канал работал до осени 1941 г, но когда в октябре наши части оставили Петрозаводск, было принято решение взорвать канал. 11 декабря была взорвана плотина и ворота 7 шлюза. Воды Волозера хлынули на Повенец при температуре воздуха минус 37 градусов. Ледовый вал шёл трое суток и смывал все на своем пути. То, что пытались сделать фашисты в июне 1941 года, они получили в декабре 1941 года.

Вообще роль канала в довоенное время сложно переоценить… В его отсутствие создание сколько-нибудь значительных морских сил на севере было невозможно. И хотя военные корабли уже строились на верфях в центральной России, но доставить их до Мурманска не было никакой возможности. 3-х недельный переход вокруг Скандинавии, при полном отсутствии промежуточных баз, был не под силу военным кораблям того времени. Норвегия в те годы не признавала СССР и вела себя очень агрессивно. Вначале 30-х годов «Тюленья война», конфликт между СССР и Норвегией из-за биологических ресурсов, была в разгаре. Каждую весну сотни норвежских и английских траулеров входили в горло Белого моря и методично выбивали беломорского тюленя. Попытки наших погранцов вмешаться в ситуацию пресекались норвежскими и британскими военными кораблями. Ответить нам было нечем… И только с открытием канала в 1933 г, когда на север было переброшено 2 сторожевых корабля и 10(!) подводных лодок, Норвегия изменила свою позицию, и стало возможным восстановление между странами дипломатических отношений. Всего в предвоенные годы по каналу было переведено на север 10 эсминцев, 3 сторожевых корабля и 26 подводных лодок. А это уже серьёзные силы. В некоторые дни шлюзы заполняли по 28 раз в сутки, и очередь растягивалась на километры. И в том, что в годы Великой Отечественной войны успешные действия Северного флота способствовали удержанию Советского Заполярья, есть немалая заслуга Беломорско-Балтийского канала.

Канал №165 —
Немного истории строительства канала. Январь 1933 г., канал практически готов, до сдачи около 4-х месяцев. Но тут раскрылось страшное обстоятельство: короткий участок соединяющий Северный и Южный склон канала, существует лишь на бумаге. Фактически водного пути от 7 до 8 шлюза нет, на этом месте гранитная скала протяжённостью 6,5 км. Сработала советская действительность – приписки. Не зря одним из лозунгов строителей канала был «Без туфты и аммонала не построить нам канала». Аммонал это взрывчатка, с ней понятно… а туфта это приписки. Прошли один метр, записали что прошли три — получили двойную пайку хлеба, без которой было просто не выжить. Так по отчётам и вышло, что к началу 1933 г. весь Беломорканал полностью построен. До пуска воды оставалось 4 месяца когда открылась правда… Семикилометровый отрезок, 165-й канал, существует только на бумаге. Здесь был ад… работа шла в три смены. Ночами, при свете костров и факелов люди долбили гранитные скалы. Цена 165-го канала, этого отрезка в 7 км. пробитого за 4 месяца в скале — более 30 тысяч человеческих жизней. Все они лежат здесь, по берегам 165-го канала, в братских могилах, без имён и крестов…